Разделы сайта
Выбор редакции:
- Прямая равноугольная цилиндрическая проекция меркатора Масштабы в равноугольной цилиндрической проекции Меркатора
- Номенклатура топографических карт россии
- От старой Европы остался лоскут
- Где скачать прицел ванги 9
- Действия для правда или действие 18
- Песчаный плакальщик. Драконы. Глубинная Высшая Драконица
- Прохождение - Акт I: Сюжетная линия (продолжение)
- Чо’Галл — история персонажа Механика поглощения крови Старых Богов
- Оплоты классов в WoW Легион
- Разнообразим наш досуг: настольные игры своими руками
Реклама
Эссе в какие игры играют современные дошкольники. Ч лблйе йзтщ йзтбаф упчтенеооще дефй? Видео: игра с Бабой-Ягой |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. Как отмечают родители и воспитатели, за последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают многие, - недостаток времени. И, действительно, во многих дошкольных учреждениях наблюдается явный сдвиг в сторону дидактики (различные занятия, дети постоянно заорганизованы). В результате остается совсем немного времени, которое они могут использовать на самостоятельную, свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки. Чтобы этого избежать, воспитатели начинаю заполнять свободное время детей спокойными настольными играми – мозаикой, конструкторами. Ролевые игры весьма однообразные и ограничиваются в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на профессиональные темы, весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем, именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль, ребенок не просто называет себя соответствующим персонажем, но и действует, отождествляет себя с героем. То, что дети игнорируют «профессиональные» роли, говорит о том, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.Зато сюжеты, заимствованные с телеэкранов, оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные и не соответствуют реальным отношениям. Игра не возникает сама собой. Она передается от одного поколения детей другому, от старших – к младшим. В настоящее время связь прервана. Разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключении. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. Этот факт негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Если взрослые не организуют игру ребенка, ее организует то, что он видит,т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате дети начинают играть в людей-пауков, роботов-убийц и т.д. Личность человека по исследованиям психологов и педагогов в основном складывается к 5 годам. Содержание детских игр создает эмоционально-смысловую основу представлений детей о мире. Отражая массовую видеопродукцию, у ребенка складывается впечатление о мире, как арене борьбы «наших» и «чужих», борьбы, где жестокость и холодный расчет приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть, убить врага всегда похвально, где нет места любви и сопереживанию, благородству, порядочности.Коварство этой ситуации в том, что ее последствия становятся очевидными далеко не сразу, дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых, продолжает слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а родители теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают возмущаться эмоциональной черствости своего ребенка, его расчетливости, примитивности его интересов.Другой важный аспект – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате – все чаще вместо сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить робота-трансформера.Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребенка. Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы. Но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже деградирует. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишенных творческого воображения интеллектуалов.Еще одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в «непроработанности» эмоциональных впечатлений – страха, возмущения, обиды и других. Непроработанные впечатления оседают в душе ребенка грузом проблем и приводят к появлению «необъяснимых страхов и слез, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.Творческие сюжетные игры развивают у ребенка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, гибко менять свое поведение при изменении ситуации. Если ребенок достигает этого уровня, у его появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. 2.СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления. Как отважные космонавты, летят на Луну и возвращаются обратно. События развиваются, как в сказке, «не по дням, а по часам». Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», - говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдает команду: «На зарядку становись!» Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п, Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы: а) отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); б) отражающие созидательный труд (строительство метро, труд колхозников, постройку домов, фабрик, стадионов и т. д.); в) отражающие общественные события, традиции (праздники, демонстрации, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. 3.ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - творческая деятельность.Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. ФУНКЦИИ ИГРЫ. Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал. 5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: В основе классификации лежит представление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр : 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры: а) игра-экспериментирование; б) самостоятельные сюжетные игры:- сюжетно-отобразительные,- сюжетно-ролевые.- режиссерские, Театрализованные; 2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие :а) дидактические,б) сюжетно-дидактические,в) подвижные; досуговые игры :а) игры-забавы,б) игры-развлечения,в) интеллектуальные,г) празднично-карнавальные,д) театрально-постановочные; 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: - традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА. Источники: М. Божина «Современные дети – современные игры», А. Саченко «Вернем детям игру». Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин: 1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая! 2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт. 3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей. Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками! Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него. Игры современных детей: 1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).2. Обучающие дидактические игры.3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.). 5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ. Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте (таком кратком, но очень важном для формирования характера) - имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека, особенности его воображения, эмоциональной сферы, проявляет его разносторонние внутренние потребности в общении, активности, росте. К игре дети готовы всегда, и задача воспитателя состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности. Классификация игр в детском садуДети играют почти всё своё свободное время. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, из корня игры произрастают и развиваются многие другие виды деятельности. Игра для ребёнка не просто развлечение, но способ познания реальности Всё многообразие детских игр можно уложить в определённую логическую систему, опираясь на те или иные их признаки. Классификация игр поможет воспитателю выбрать нужную игру с учётом поставленных педагогических целей. Таблица: классификация игр детей по признаку существования правилПедагог С. Л. Новосёлова в книге «Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает следующую классификацию игр для дошкольников, в которой ключевым признаком выступает инициатива:
С. Л. Новосёлова считает, что в этом возрасте основную роль играют именно самодеятельные игры, в которых ребёнок импровизирует, тренирует воображение, фантазию и самостоятельность. Игры на знакомствоЭто хороший способ перезнакомить детей, представив их друг другу, при организации новой группы, или если в коллектив пришло несколько новых детей. Игры на знакомство помогут стеснительным детям войти в коллектив «Шёл по крыше муравей»Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму.
«Девочки-мальчики»Две скамейки или два ряда стульев ставятся параллельно напротив. На одну садятся мальчики, на противоположную - девочки. Первые произносят известные им имена девочек. Если на скамейке есть девочки, который так зовут, то они поднимаются. И наоборот по очереди. В более старших по возрасту группах дети, чьи имена названы немного рассказывают о себе, во что любят играть и т. д. например, «Я Петя, я люблю конструкторы, я Катя, я люблю рисовать». Играют до тех пор, пока не названы имена всех присутствующих. Игры для адаптации детей, впервые пришедших в детский садДля малышей переход из семейной обстановки, где всё знакомо, в новую среду детского садика является испытанием. Для облегчения адаптации воспитатель может использовать весёлые игры. Чаще всего в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребёнок приходит в младшем дошкольном возрасте (первая и вторая младшая группа, реже - средняя), поэтому игры рассчитаны на возраст 2–3 года. Основная цель игр -создание контакта и формирование доверия к педагогу, важна эмоциональная поддержка. Инициатор - всегда воспитатель. Большую ценность для адаптационного эффекта игры имеет поставленная цель: ознакомление новых воспитанников с тем, кто находится в детском саду, и чем в нём занимаются (едят, гуляют, играют, рисуют, делают зарядку и т. д.). Поэтому любое игровое мероприятие начинается с того, что воспитатель представляется и понятно рассказывает, чем сегодня все будут заниматься. Игры помогут создать гармоничную психологическую атмосферу в группе «Раз, два, три - смотри!»Воспитатель встречает детей, здоровается, представляется, расспрашивает кого как зовут, затем пришедшие могут сесть в круг (с учётом игровых возможностей, места проведения игры и т. д.). «Смотрите, к нам пришёл в гости медвежонок Миша. (Показывает игрушку в руках) Миша любит играть в прятки. Хотите поиграть с ним? Вы закроете глазки, а Миша спрячется у кого-нибудь за спинкой (игрушку прячут за спину ребёнка). Когда я скажу: «Раз, два, три - смотри!», скорей открывайте глазки, где Миша? (Игру можно повторить столько раз, сколько в группе новичков). «Солнышко лучистое»Коллективная игра, подразумевающая предварительную подготовку родителей (обеспечить фото ребёнка). Нужен большой лист бумаги (ватман) с нарисованным жёлтым кругом, фломастеры или карандаши. Дети называют своё имя и прикладывают ладошки с растопыренными пальцами к кругу - солнышку, это «лучи», воспитатель обводит ладошку и пальчики, потом нарисованный контур можно разрисовать, написать имя ребёнка, приклеить его фотографию. Центр круга украсить как весёлую рожицу (рисуют все вместе). Готовую картину можно повесить на стену. «Кому улыбается звёздочка»Эту игру можно проводить в средней группе. На стену нужно заранее повесить изображение улыбающейся звёздочки, нарисованной на ватмане (или готовой картинки), это может быть также солнышко, сказочный персонаж и т. п., в зависимости от того, что имеется у воспитателя. Напротив «Звёздочки» выстраиваются дети, стоя или сидя на стульях. Правила таковы: воспитатель называет какой-либо признак, начиная словами «Звёздочка улыбается тому, кто (у кого)…» Те, у кого имеется этот признак, бегут к картинке и хлопают по ней (или касаются её) рукой. Начинать оптимально с общего, например: «Звёздочка улыбается тому, кто сегодня в платье» - девочки, одетые так, побегут гладить звёздочку», потом «…тому, кто в рубашках/футболках», что захватит и мальчиков, можно перемежать какими-то общими признаками: у кого дома есть собака/кошка, есть старшая/младшая сестра/брат, помогает бабушке, слушается маму/папу и т. д. Воспитатель называет и шуточные примеры, чтобы дети смогли расслабиться и посмеяться: кто сегодня летал во сне, поливал конфетное дерево, чистил зубы вареньем и прочее. Игры с «парашютом»Нужен цветной круг из ткани, так называемый «парашют», он привлекает внимание детей, объединяет их и приносит много радости и веселья. Дети стоят вокруг парашюта, воспитатель объясняет правила и произносит слова песенок и считалок и показывает действия, которые дети за ним повторяют. «Волны»Дети, держась за край парашюта, по словам воспитателя, дружно поднимают и опускают его сначала быстро, а затем медленно, создавая «волны» («спокойное море» и «шторм»). Можно положить на ткань парашюта мяч и катать его по волнам. Для адаптационных, подвижных и командных игр подходит большой «парашют», сшитый из яркой ткани «Салют»На парашют малыши собирают побольше лёгких мячиков, мягких игрушек и прочее. Потом ткань берут за край, и по счету «раз, два» все дети медленно поднимают и опускают, а на счёт «три» подбрасывают вверх. После все дети собирают игрушки, того, кто поднял больше всех, можно поощрить маленьким призом. Игра «Салют» Таблица: игра «Карусель» с использованием парашюта«Карусель» - игра-вариация на тему хоровода. Дети, держась ручками за ткань, дружно идут по кругу, вращая парашют; двигаются в соответствии со словами воспитателя, который показывает пример своими действиями. Игры о дружбе и на сплочениеИгры, нацеленные на развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, взаимопомощи, воспитывают внимание и умение договариваться, действовать слаженно, снимают эмоциональное напряжение. Они могут быть как подвижными, так и проводиться в сидячем положении.
«Что такое хорошо и что такое плохо!»Воспитатель называет проблемные ситуации, связанные с дружбой, дети слушают, и если назван положительный поступок, аплодируют, если плохой - качают головой, выражая осуждение. Можно просить детей сказать, почему что-то хорошо, а что-то другое плохо. Например, помогать маме, рисовать вместе, поднять упавшую игрушку, утешить и пожалеть грустного Васю т. д. - хорошо, а дёргать Катю за волосы, наступить Пете на ногу и не извиниться, порвать книжку, бросаться песком и т. п. - плохо. «Комплименты»Дети стоят в кругу, воспитатель рассказывает, что такое комплименты (приятные, хорошие слова, которыми радуют друзей), предлагает передавать мячик по кругу (или перебрасывать кому-то по желанию) и говорить комплименты тому, кто получает мячик. В ответ ребёнок благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!». Начинает воспитатель, передавая мячик и говоря, например: «Катя, какое у тебя красивое платье (банты, улыбка и т. п.), Петя, у тебя очень аккуратная причёска (ты очень сильный и т. д.)!» Важно сказать, что нужно смотреть в глаза тому, кому делаешь комплимент. Получить одобрение от сверстников - благотворно для уверенности малышей в себе «Дракон (змея) кусает свой хвост»Дети стоят цепочкой друг за другом, каждый держится за пояс стоящего впереди. Первый - голова дракона (змеи), последний - хвост. «Голова» пытается поймать «хвост». Все дети «туловища» крепко держатся друг за друга. Если дракон «не укусит», т. е. первый ребёнок не поймает последнего, например, за время, пока играет музыка, то место головы и хвоста занимают другие дети.
Игры для мальчиков и девочек (по гендерному воспитанию)Эти игры направлены на правильное формирование социального пола человека (гендера), который объединяет общественные, психологические и культурные особенности личности, т. е. в задачу этих игр входит привить правильное мужское или женское поведение. Игры этой группы способствуют в том числе и преодолению социальных стереотипов о мужчинах и женщинах. «Ушки на макушке»Можно играть, начиная со второй младшей группы. Игра учит идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Воспитатель называет группу имён (чем старше дети, тем больше имён). Дети внимательно слушают и говорят, какое имя лишнее. Нужно объяснить, почему они так считают. Например: Миша, Сережа, Петя, Лена; Наташа, Ира, Катя, Вася. «Где чья работа?»Воспитатель заранее подбирает игрушечные предметы или их изображения, например, пылесос, сковородка, рулетка, игла, гаечный ключ, ножницы, тарелка, клубок ниток и т. д. Детям предлагается посмотреть на предмет и выбрать, кто с ним работает: папы или мамы. Важно подвести детей к мысли, что предметы могут использовать и мамы, и папы, когда помогают друг другу. С помощью игры дети осваивают социальные роли, исследуя их «Мальчики и девочки»Каждый ребёнок получает от воспитателя по две картинки: на первой изображён мальчик, на второй девочка. Воспитатель называет определённое качество, дети должны поднять карточку с мальчиком или девочкой, в зависимости от того, как они думают, кому этот признак свойственен. Например: спортивные, смелые, нежные, добрые, капризули, ласковые, сообразительные, сильные, красивые, умные, послушные, забияки, балованные. Дети, как правило, поднимают по одной карточке (девочки - красивые, нежные, добрые, мальчики - смелые, забияки, сильные), воспитатель корректирует, говоря правильный ответ: этим качеством могут обладать и мальчики, и девочки, поэтому надо поднять обе карточки. Цель достигнута, когда все поднимают по две картинки. Игры по правам ребёнкаКаждый день 10 декабря люди во всём мире отмечают День прав человека. Эта дата была выбрана в ознаменование того, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека - первое глобальное заявление о международных принципах гуманизма. Воспитатель может рассказать детям о правах и ответственности. Такую работу имеет смысл начинать с детьми со средней группы, когда они уже способны осознать эти понятия. Таблица: основа для моделирования игр по правам ребёнка«Едим здоровую еду»Вариант игры «Съедобное-несъедобное». Обучение навыкам здорового питания. Воспитатель заранее готовит карточки с изображениями разных блюд, видов пищи, продуктов (мороженое, чипсы, пирожные, разные овощи, фрукты, сыр и т. д.). Дети на «полезное» хлопают в ладоши, а на «вредное» топают ножками или поворачивают голову из стороны в сторону (отрицание). «Шляпа для знакомства»Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. назвать своё имя, фамилию и отчество. Можно усложнить правила, добавив, чтобы ребёнок рассказал, как зовут его маму и папу, какими делами он любит заниматься в семье (как именно помогать в домашних делах). «Венок дружбы и помощи»Воспитатель рассказывает детям о важности дружбы, поддержки, взаимопомощи и уважения прав и свобод людей. Эта игра напоминает об ответственности, которую мы должны проявлять по отношению друг другу, поддержке и принятии других. Из цветной плотной бумаги заранее или прямо на занятии вырежьте контуры рук детей (можно сразу обводить их ладошки), и вместе приклейте их или прикрепите к бумажной основе в форме круга, чтобы сделать венок. На самих ладошках можно написать имена детей или предложить им нарисовать несложное изображение - символ дружбы (сердце, солнышко, цветок и т. д.), или наклеить готовую картинку. В центре можно не вырезать отверстие, а приклеить изображение земного шара. Так может выглядеть Венок дружбы и помощи Деловые игрыЭти мероприятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет), так как эти дети достаточно подготовлены и могут играть осознанно. Дети этого возраста могут знакомиться с элементарными экономическими знаниями, будущей школьной жизнью и т. п. в ходе деловых игр. Таблица: игра про семейный бюджет («Нужно - можно»)
«Собираемся в школу»Заранее нужно подготовить предметы, требуемые для школы (тетради, пенал, ручки, карандаши, книги, альбом, папку для тетрадей, подставку для книг и т. д.), а также то, что ребёнок в школу не берёт (куклы и другие игрушки) и два школьных рюкзака-портфеля. Дети делятся на две команды, каждая должна выбрать и положить в портфель необходимые предметы и оставить игрушки, победителя определяют по скорости и правильности сборов. Развивающие игрыКак следует из названия, развивающие игры имеют своей целью непосредственное комплексное развитие ребёнка, а также, в зависимости от направленности, формирование каких-то конкретных способностей или сторон личности (логики, интеллекта, внимательности, речи и прочего). Малыш развлекается с пользой и в то же время обретает знания, отрабатывает навыки и умения. Задачи развивающих игр:
«Знатоки»Мини-викторина, которую можно адаптировать под любую возрастную категорию - главное, подобрать стихи, песенки, сказки и прочий материал «соответствующего репертуара». Воспитатель зачитывает вслух узнаваемую строку (фрагмент) из какого-либо литературного источника, который дети уже знают; они должны ответить, какое произведение загадано. С воспитанниками средней и старшей групп действует принцип «кто угадал, тот поднимает руку», с младшей группой можно угадывать в произвольном порядке: тот, кто знает, тот и говорит. Игра «Знатоки» «В одно и то же время возможно - невозможно»Предложите детям подумать о некоторых действиях, которые можно сделать в одно и то же время (например, хлопать в ладоши и петь), а также о том, что нельзя (например, встать со стула и сесть на стул), пусть назовут свои варианты. («Я не могу закрыть рот и говорить букву «А» одновременно, но я могу коснуться пальцев ног и смеяться одновременно»). Предложите попробовать и продемонстрировать. Воспитатель ободряет детей, говорит, чтобы они не стеснялись делать что-то невозможное, например, отчаянно пытаясь сидеть и стоять сразу или прыгать на одной ножке и собирать конструктор. По очереди, пока каждый игрок не придумает, по крайней мере, 2–3 примера «возможно - невозможно». Упражнение тренирует внимательность, терпение, логику, дети учатся понимать, что они не всегда могут сразу обратить внимание другого человека на себя. «Кто сначала - кто потом?»Грамотно подобранные игры помогут детям выработать позитивный и адекватный взгляд на жизнь «Красный свет, зелёный свет»Если есть достаточно места, эта игра может проводиться и в помещении. Выбирается ведущий - это светофор, он стоит на одном конце площадки, прочие дети (пешеходы) находятся на другом конце. Светофор стоит лицом к пешеходам, и говорит: «Красный свет!» Все должны замереть на месте. Затем светофор поворачивается спиной и говорит: «Зелёный свет!» В это время группа пытается как можно ближе приблизиться к светофору. Ведущий быстро и неожиданно поворачивается, снова говоря: «Красный свет!» И если кто-то замечен в движении, то должен вернуться к старту. Первый человек, который добирается до светофора и касается его плеча, выигрывает и становится следующим водящим. «Вода и суша»Тренировка внимательности и быстроты реакции. Все дети становятся в ровную линию. Ведущий (сначала это воспитатель) говорит слово «суша», и вся шеренга должна прыгнуть назад, когда он произносит слово «вода» - соответственно, вперёд. Вместо слова «вода» ведущий говорит и другие слова, имеющие отношение к воде (море, залив, ванна, лужа, река, ручей, океан, пруд, озеро и т. д.); «сушу» заменяет берег, почва, земля, дорога, остров и полуостров, песок и др. Те, кто прыгнул невпопад, выходят из шеренги. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный, последний игрок. Он может стать ведущим. Чем старше дети, тем быстрее темп игры. Игры с лисичкой, клоуном и другими сказочными героямиЧтобы привлечь внимание детей к тематической игре, её стоит предварять вступлением: загадками, стихами или песенкой о герое, приветствовать его (дети отрабатывают правила вежливости).
«Лисичка, да?»Тренировка внимания, памяти, закрепление навыков вежливости. Желательно иметь маску лисички, если есть реквизит для другого героя, соответственно меняется название игры. Дети выстраиваются в ряд примерно в 5–6 метрах от лисички (первый раз её роль играет воспитатель). Лисичка даёт команду одному ребёнку: «Катя, один прыжок вперёд». Если Катя в ответ спросит: «Лисичка, да?» Лиса может сказать: «Да, ты можешь» или «Нет, ты не можешь» (в таком случае Катя стоит на месте). Если ответ «да, ты можешь», Катя должна сказать «Спасибо», прежде чем прыгнет. Любой, кто забывает о вежливости или делает ход без разрешения Лисички, отправляется обратно на стартовую линию. Игра продолжается, пока один ребёнок не достигнет Лисички. Нужно каждому ребёнку дать возможность побыть ведущим. Образ лисы - яркий и легко запоминающийся «Лиса и куры»Подвижная игра, вариация «ловишек». На пол нужно положить несколько гимнастических обручей, это курятники, где прячутся куры, там лиса не может их поймать. Звучит музыка, дети (куры) двигаются, свободно бегают между обручами, лисичка стоит неподвижно (спит), неожиданно музыка замолкает, лисичка просыпается и бежит ловить кур. Они должны успеть запрыгнуть в круги, те, кого лиса поймала, садятся на стульчики вне игры, пока не останется одна быстрая птица. Она становится лисой в следующем туре. Игры с клоунамиОни являются, как правило, частью сценария праздничного или досугового мероприятия, когда клоун играет роль ведущего или соведущего в сценарии развлечения, например, «Приключения клоуна Клёпы (Тимошки, Карандаша и т. д.) в детском саду», «Клоун Федя и медведи», «Встреча с клоунами». Компанию ему могут составлять другие герои, персонажи или сказочные животные. В играх с клоуном хорошо использовать забавный реквизит - воротники, носы на резинках, обручи с ушками, кисточками - для девочек, клоунские колпачки и галстучки - для мальчиков и прочее. Сценарий игры с клоуном должен содержать много юмора, шуточных загадок, смешных песенок и стихов (наподобие стихотворения «Путаница» К. И. Чуковского). Для вспомогательного реквизита можно использовать «волшебные» шляпы, коробки и ящики «как в цирке», как у фокусников.» Русский аналог клоуна - Петрушка или скоморох Смешные загадки с неожиданной отгадкой, которые можно использовать в игре с клоуном:
«Буквы перепутались»Клоун говорит, что надо им помочь, и дети исправляют ошибки в стихотворениях.
Праздничные мероприятия в детском садуПраздники и утренники в детском саду - действительно незабываемые мероприятия, в сценарий обязательно должны быть включены весёлые игры, конкурсы, соревнования. При написании сценария нужно предусмотреть, чтобы в программе чередовались тихие и подвижные игры. При составлении сценария праздника стоит учесть определённые моменты (см. таблицу). Игры можно подобрать из описанных в статье, адаптировав к теме праздника. Таблица: что учесть при написании сценария детского праздника
Игры-пятиминуткиДля этих игр не требуется особая подготовка, много времени или сложный реквизит. Их можно использовать и на улице и в помещении. Игры могут иметь разные цели: привлечение внимания, активизация мыслительной деятельности, проведение физкультминутки, повторение изученного, развитие наблюдательности и т. д. Играть можно как со всем коллективом детей, так и поделив его на подгруппы. Таблица: игры-пятиминутки
Спокойные игры и занятияИгры малой подвижности направлены на то, чтобы снять перевозбуждение, успокоить детей перед сном, они благотворно действуют и на психику: развивают умение логически мыслить и учат сосредотачиваться. Очень полезно использовать спокойную музыку в качестве сопровождения. Так можно увлечь не только детей со спокойным темпераментом, но и собрать маленьких непосед, например, за увлекательной настольной игрой. К таким играм относятся:
Спокойные игры в расписании дня тоже очень нужны Инновационные игры и игры для интерактивной доскиСовременные тенденции в дошкольной педагогике выражаются в интенсивном внедрении в работу ДОУ инновационных технологий, которые оптимально соответствуют развитию личности ребёнка. Использование компьютера на занятиях позволяет разнообразить игры анимацией, слайдовыми презентациями, фильмами. Применяются современные методы и оборудование, в частности, использование интерактивной доски увеличивает педагогический эффект игровых методик, вызывая активный познавательный интерес. Видео: основные типы заданий для интерактивной доски в детском садуИгры с различными предметами и нестандартными материаламиИгры с макаронными изделиями, водой, песком, природными материалами и т. д. развивают мелкую моторику, фантазию, нестандартное мышление. Они относятся к группе творческих игр, в которых нет правил. Игры с водой любят все дети. Эти забавы хорошо проводить на свежем воздухе в тёплое время года: летом, в солнечный день, налив её в таз или надувной бассейн. В некоторых случаях нужно предусмотреть сухую смену одежды для детей и полотенца. Игры с водой:
«Волшебные цвета»Воспитатель раздаёт детям прозрачные пластиковые стаканчики, краски и кисти, показывает, как можно окрашивать прозрачную воду в разные цвета (кисточка с краской на ворсе окунается в стакан с водой и размешивается), дети повторяют. «Красивая у вас получилась водичка!» Можно рассказать детям, как получаются цвета:
Дети сами получают новые цвета, добавляя краски в свои стаканчики. «Плыви, кораблик»Самая летняя забава - пускать кораблики, их можно сделать из любого лёгкого материала: пенопласта, пробок, дерева, вырезав по контуру и воткнув мачту из шпажки, зубочистки или палочки, на неё надеть бумажный или пластиковый парус. Из винных пробок, резинки, зубочистки и кусочка пластика можно сделать кораблик Кораблики можно подгонять, дуя на них или подталкивая палочкой. Кораблик можно сделать даже из кусочка льда, заморозив в пластиковом стаканчике трубочку для коктейля (гофрированную верхнюю часть загнуть перпендикулярно и закрепить на дне стакана скотчем или пластилином). Потом лёд нужно достать из стаканчика и надеть на мачту парус. Воду можно подкрасить красками. Ледяной кораблик «Нанизывание бус»Нужно заранее раскрасить макароны разной формы акриловыми или гуашевыми красками, подготовить ленту или шнурок. Воспитатель предлагает детям для сказочной ярмарки сделать бусы, браслеты и т. д. Дети нанизывают яркие «бусины», как им подскажет фантазия. Фотогалерея: бусы из макаронных изделийТакую бижетурию можно сделать в подарок на 8 марта Собирать цветные бусины на нить понравится и девочкам, и мальчикам Цветной браслет может украсить сказочную фею «Аппликация»Нужно заранее подготовить:
Макароны, разумеется, используются в сухом виде, такие поделки не предназначены для употребления в пищу. При помощи игрового материала дети украшают заготовки. Фотогалерея: поделки из макарон Разноцветные бабочки выглядят очень эстетично Используя макароны разной формы, можно сооружать сложные композиции Макароны можно предварительно нанизывать на шнурки Таблица: нестандартное игровое оборудование из подручных средств
Картотека игр в детском садуСамые любимые и распространённые игры в детском саду, их можно адаптировать к мероприятию, возрасту детей, они всегда пройдут с успехом.
Таблица: популярные игры в детском саду (подвижные)
Таблица: популярные игры в детском саду (на развитие визуального восприятия)
Таблица: популярные игры в детском саду (спокойные)
Видео: игра с Бабой-ЯгойЗазывалки и заклички на начало и завершение игры в детском садуОт того, как воспитатель начнёт игру, насколько сумеет привлечь внимание детей, зависит успешность решения поставленной педагогической задачи, реализуемой в игре. Дети лучше настроятся на игру, если их в неё пригласить Предыгровые зазывалки и закличкиВ народной традиции использовались специальные шуточные стихи-прибаутки, называемые зазывалками и закличками. Ими зазывали друзей играть:
Стихотворное завершение игр в детском садуЗавершить игру, определить победителя, перейти к следующему кону тоже можно в стихотворной форме.
Особенности игры с гиперактивными и одарёнными детьмиГиперактивные и одарённые (как и всё, что выходит за границы средней нормы) дети являются «педагогическим вызовом» для воспитателя. Именно игровая терапия поможет педагогу найти выход в сложных случаях. Особенности игры с гиперактивными детьмиГиперактивный (сверхактивный) ребёнок нуждается в особом подходе педагога. Он не «плохой», ему просто нужно немного больше внимания, терпения и правильной игровой активности, чтобы направить свою энергию и мыслительный процесс в продуктивное русло. Гиперактивность проявляется через:
При этом интеллектуальное развитие гиперактивных детей может быть выше возрастной нормы. Правила, которые помогут педагогам в игровых занятиях с гиперактивными детьми, а главное, помогут самим детям: Цели игровой терапии при гиперактивности: коррекция её проявлений в поведении ребёнка, развитие самоконтроля. Для этого подходят подвижные игры, игры на логику и когнитивные навыки. Таблица: игры на тренировку какого-либо одного качества«Филин»Пример подвижной игры. Выбирается ведущий (по считалке) - филин. Другие дети - мышки или птички. Воспитатель говорит «День», «филин» садится в «дупло» или «гнездо» (лежащий на полу обруч) и засыпает (закрывает глаза), а птички летают (бегают, размахивая руками-крыльями). Воспитатель произносит «Ночь», и дети приседают и замирают, а «филин» отправляется охотиться. Он ищет тех, кто пошевелился или засмеялся, и «уносит» их к себе в «дупло». Особенности игры с одарёнными детьмиВ работе с одарёнными детьми важно поддерживать их и создавать среду для полноценного развития личности. Одарённость происходит от слова «дар», но для её проявления нужна возможность развивать полученный талант.
Черты одарённых детей:
Выделяют две группы одарённости в дошкольном возрасте:
Таблица: группы заданий для игр с одарёнными детьми
Все виды игровой деятельности имеют важное значение для всестороннего развития детской личности и индивидуальности. Создавая игровую реальность, игровую жизнь, дети наделяют её реалистичностью и достоверностью, искренне переживают, радуются и огорчаются, сочувствуют и удивляются. Игры для дошкольников развивают воображение, фантазию, дают бесценный опыт, формируют навыки и умения, развивают чувство партнёрства и учат дружбе. бЧФПТ: мАДНЙМБ ъБТЕЮЕОУЛБС. йЗТХЫЛБ ДМС ТЕВЕОЛБ ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ - ЬФП ЬЖЖЕЛФЙЧОЩК ЙОУФТХНЕОФ ТБЪЧЙФЙС, РПДУРПТШЕ Ч УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ ДЧЙЦЕОЙК, ПТЗБОПЧ ЮХЧУФЧ, РПОЙНБОЙС ТЕЮЙ. фТХДОП РЕТЕПГЕОЙФШ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТХЫЛЙ: ДМС ПВЭЕУФЧБ ПОБ - РТЕДНЕФ ЛХМШФХТЩ, РПУТЕДУФЧПН ЛПФПТПЗП РЕТЕДБЕФУС Ч ПУПВПК «УЧЕТОХФПК ЖПТНЕ» УПУФПСОЙЕ УПЧТЕНЕООПК ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ. лБЛПЧБ ЛХМШФХТБ, ФБЛПЧЩ Й ЙЗТХЫЛЙ. дМС ЧЪТПУМПЗП ЙЗТХЫЛБ - ЧБЦОЕКЫБС РПНПЭОЙГБ Й УПУФБЧОБС ЮБУФШ ПВТБЪПЧБФЕМШОПК УТЕДЩ, РПУТЕДОЙЛ ПВЭЕОЙС, Б ФБЛЦЕ УТЕДУФЧП ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП ТБЪЧМЕЮЕОЙС Й ДБЦЕ МЕЮЕОЙС. дМС ТЕВЕОЛБ ЙЗТХЫЛБ: - ЙУФПЮОЙЛ ТБДПУФЙ, РТЕДНЕФ ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ; - РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПТХДЙЕ ПЧМБДЕОЙС ЙН РТЕДНЕФОЩН НЙТПН Й УПВУФЧЕООЩН РПЧЕДЕОЙЕН, РПУФЙЦЕОЙС УМПЦОПУФЕК ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК - ЪТЙНЩК Й ПУСЪБЕНЩК ДХИПЧОЩК ПВТБЪ ЙДЕБМШОПК ЦЙЪОЙ, ЙДЕБМШОПЗП НЙТБ, Б ЛХЛМБ - ПВТБЪ ЙДЕБМШОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. уЕЗПДОС НПЦОП РЕТЕЖТБЪЙТПЧБФШ ЙЪЧЕУФОПЕ ЙЪТЕЮЕОЙЕ: «уЛБЦЙ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ФЩ ЧЩВЙТБЕЫШ, Й С УЛБЦХ ФЕВЕ, ЛФП ФЩ». чЪТПУМЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ЬФП ОЕ НЕФБЖПТБ, ЬФП ЧУЕТШЕЪ. б ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ УЕТШЕЪЕО, Й ЙЗТХЫЛБ ДМС ОЕЗП - ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ, Б ЛХМШФХТОПЕ ПТХДЙЕ, У РПНПЭША ЛПФПТПЗП ПО ПУЧБЙЧБЕФ ПЗТПНОЩК Й УМПЦОЩК НЙТ. рПЬФПНХ ПЮЕОШ ЧБЦОП ДМС - ТПДЙФЕМЕК, РЕДБЗПЗПЧ - ЪОБФШ ЬФЙ ФЕОДЕОГЙЙ, ЙИ ОТБЧУФЧЕООП-ДХИПЧОЩК УНЩУМ, ПРТЕДЕМСАЭЙК ОБЫЕ ДЧЙЦЕОЙЕ У ДЕФШНЙ Ч ОБРТБЧМЕОЙЙ дПВТБ, лТБУПФЩ Й йУФЙОЩ ЙМЙ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОХА УФПТПОХ. л РСФЙ ЗПДБН ЛТХРОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РПУФЕРЕООП РЕТЕУФБАФ ЪБОЙНБФШ ТЕВЈОЛБ Й РЕТЕНЕЭБАФУС ЙЪ ЙЗТПЧПК ЪПОЩ ОБ ЛТЕУМБ, ЛТПЧБФЙ, ЫЛБЖЩ. б ЧПФ ОБВПТЩ ЪЧЕТХЫЕЛ, УПМДБФЙЛПЧ, ЛХЛПМШОЩИ УЕНЕК ЪБЧПЈЧЩЧБАФ ЙОФЕТЕУ Й ЬНПГЙЙ ТЕВЈОЛБ. рПСЧМСЕФУС ВПМШЫБС ЧПЪНПЦОПУФШ ДМС РТПЙЗТЩЧБОЙС ТБЪОЩИ ЧБТЙБОФПЧ У ПДОЙНЙ Й ФЕНЙ ЦЕ ЙЗТХЫЛБНЙ; Х ДЕФЕК ТБЪЧЙЧБЕФУС ЖБОФБЪЙС Й ЧППВТБЦЕОЙЕ, НЩЫМЕОЙЕ РЕТЕУФБЈФ ВЩФШ ЛПОЛТЕФОЩН, Б ЬНПГЙПОБМШОЩК НЙТ ПВПЗБЭБЕФУС. ыЕУФЙМЕФОЕНХ ТЕВЈОЛХ РПМЕЪОЕЕ Й ЙОФЕТЕУОЕЕ ОЕ УФБФЙЮОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ - ПО ВХДЕФ ТБД ОЕПВЩЮОПНХ ЛПОУФТХЛФПТХ, НПДЕМСН ЛПТБВМЕК Й УБНПМЈФПЧ, ЛТБУЙЧЩН ЖМПНБУФЕТБН Й ЪБОЙНБФЕМШОПК ОБУФПМШОПК ЙЗТЕ, ОБВПТХ ДМС ЫЙФШС Й ЧСЪБОЙС. дЕФСН ПЮЕОШ ОТБЧСФУС ЙЗТХЫЛЙ, УДЕМБООЩЕ УПВУФЧЕООЩНЙ ТХЛБНЙ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ПОЙ УФБОПЧСФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ДТХЗЙИ. дЕФЙ МАВСФ Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ ДЕМБФШ ЙЗТХЫЛЙ-РПДБТЛЙ (ЛХИПООЩЕ РТЙИЧБФЛЙ, УБМЖЕФЛЙ, ХЛТБЫЕОЙС). йЗТХЫЕЮОЩЕ НБЗБЪЙОЩ ХИПДСФ ОБ ЧФПТПК РМБО, Б ОБЙВПМШЫЙК ЙОФЕТЕУ Х ДЕФЕК ЧЩЪЩЧБАФ РТЙМБЧЛЙ У ЛБОГЕМСТУЛЙНЙ РТЙОБДМЕЦОПУФСНЙ, УФТПЙФЕМШОЩНЙ НБФЕТЙБМБНЙ, ОЙФЛБНЙ Й РХЗПЧЙГБНЙ. тЕВЈОПЛ УБН ЗПФПЧЙФ УЕВС Л УНЕОЕ ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЫЛПМШОПНХ ПВХЮЕОЙА. йЗТБ — УТЕДУФЧП ДЙБЗОПУФЙЛЙ РУЙИЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ТЕВЕОЛБ, ЕЗП МЙЮОПУФОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ОП ЬФП Й РТЕЧПУИПДОЩК НЕФПД ЛПТТЕЛГЙЙ ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ДЕЖЕЛФПЧ, ОЕДПУФБФЛПЧ, ПФУФБЧБОЙС Ч ТБЪЧЙФЙЙ. йЗТПЧБС РУЙИПФЕТБРЙС СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ МХЮЫЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ НЕФПДПЧ. йЗТХЫЛБ РПНПЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ПЧМБДЕФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ЦЕМБОЙСНЙ, УФТБИБНЙ. уФТБИ ФЕНОПФЩ, ОБРТЙНЕТ, НПЦОП РПВЕДЙФШ У РПНПЭША ЧПМЫЕВОЙГЩ, ЛПФПТБС ВХДЕФ СЧМСФШУС ЕЗП ПВЕТЕЗПН. лБЛБС-ОЙВХДШ ТБЛХЫЛБ, ЛБНЕЫЕЛ, ФТСРПЮЛБ ОБДЕМСАФУС ПУПВЩНЙ УЧПКУФЧБНЙ, РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ Й УНЩУМБНЙ. нЩ ЮБУФП ПВОБТХЦЙЧБЕН РПДПВОЩК “НХУПТ”, РЩФБЕНУС ОБЧЕУФЙ РПТСДПЛ Ч ДЕФУЛПН ХЗПМЛЕ. й ЧУСЛЙК ТБЪ УФБМЛЙЧБЕНУС У РТПФЕУФБНЙ Й РТПУШВБНЙ ТЕВЕОЛБ ОЕ ЧЩВТБУЩЧБФШ ЙИ. б НПЦЕФ ВЩФШ Й РТБЧДБ, МХЮЫЕ РХУФШ ВХДЕФ ЛБНЕЫЕЛ - ЮЕН ФТБОУЖПТНЕТ, ЙМЙ ТБЛХЫЛБ - ЮЕН НПОУФТ. вПМШЫЙОУФЧП УПЧТЕНЕООЩИ ЙЗТХЫЕЛ УРПУПВОЩ РПТПДЙФШ ЮХДЙЭ Ч ДХЫЕ НБМЕОШЛПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. у ЬФЙН, Л УПЦБМЕОЙА, РТЙИПДЙФУС УФБМЛЙЧБФШУС ЧУЕ ЮБЭЕ. УЕКЮБУ Ч РТПДБЦЕ ВПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙЗТХЫЕЛ, УПЫЕДЫЙИ У ЬЛТБОПЧ ФЕМЕЧЙЪПТПЧ Й ТБУЛТХЮЕООЩИ ДЕФУЛЙНЙ УЕТЙБМБНЙ: РПЛЙНПОЩ, НПОУФТЩ, ЮЕМПЧЕЛ - РБХЛ, вЬФНБОЩ. ьФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ. л ЛБФЕЗПТЙЙ НПОУФТПЧ НПЦОП ПФОЕУФЙ ЧУЕЧПЪНПЦОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ- ФТБУЖПТНЕТЩ: ЮЕМПЧЕЛ- НБЫЙОБ, ЮЕМПЧЕЛ- ТПВПФ, ЮЕМПЧЕЛ- ЮХДЙЭЕ. чЪТПУМЩЕ УМПЧОП ЪБВЩМЙ, ЮФП ЙЗТХЫЛБ - ЬФП ОЕ РТПУФП ЪБВБЧБ. пОБ ЪБЛМБДЩЧБЕФ Ч ДХЫХ ТЕВЕОЛБ РЕТЧПОБЮБМШОЩЕ РПОСФЙС ДПВТБ Й ЪМБ. й ПРБУОП, ЕУМЙ ЬФП РТПЙУИПДЙФ Ч ЙЗТЕ У ОЕЗБФЙЧОЩН ЗЕТПЕН. мАВПЕ РТПЙЗТБООПЕ ТЕВЕОЛПН ДЕКУФЧЙЕ УРПУПВОП ЧПУРТПЙЪЧПДЙФШ УЕВС Ч ТЕБМШОПУФЙ. йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ Ч УЕВЕ ОЕУЕФ. й ЗТХЫЛЙ, ЛПФПТЩЕ, РП ХЧЕТЕОЙСН ЙИ ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ, ТЕБМЙЪХАФ ДТХЗЙЕ РПФТЕВОПУФЙ ТЕВЕОЛБ - ВЩФШ УЙМШОЩН, ЧЪТПУМЩН, НПЗХЭЕУФЧЕООЩН. ьФП, ЛПОЕЮОП ЦЕ, УПЧУЕН ОПЧЩЕ ЗЕТПЙ: ЮЕТЕРБЫЛЙ-ОЙОШЪС, ФТБОУЖПТНЕТЩ-ТПВПФЩ, ТБЪОЩЕ ВЬФНБОЩ, ЮЕМПЧЕЛ-РБХЛ Й ДТХЗЙЕ НПОУФТЩ. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЬФЙ ЙЗТХЫЛЙ УРПУПВУФЧХАФ ОБЛПРМЕОЙА БЗТЕУУЙЧОЩИ ЖБОФБЪЙК ТЕВЕОЛБ, ЮБУФП ТЕБМЙЪХЕНЩИ Ч ЦЙЪОЙ У ВПМЕЕ УМБВЩНЙ - ЦЙЧПФОЩНЙ ЙМЙ НБМЕОШЛЙНЙ ДЕФШНЙ. б РПЛЕНПО? лБТНБООЩК НПОУФТ - ЙНЕООП ФБЛ РЕТЕЧПДЙФУС ВХЛЧБМШОП ЬФП УМПЧЕЮЛП. нБЛУЙНБМШОБС ОЕМЕРПУФШ, ОЕЕУФЕУФЧЕООПУФШ, ЛПЧБТУФЧП Й БЗТЕУУЙЧОПУФШ-ЧПФ ЮФП РТЙУХЭЕ ЧУЕН РПЛЕНПОБН. рПУТЕДУФЧПН ХТПДМЙЧПК ЙЗТХЫЛЙ ГЙОЙЮОП ЬЛУРМХБФЙТХЕФУС РПФТЕВОПУФШ ТЕВЕОЛБ Ч ЧПМЫЕВУФЧЕ Й УЛБЪЛЕ! лБЛЙЕ ЮХЧУФЧБ НПЦЕФ ЧПУРЙФБФШ ЬФБ ЙЗТХЫЛБ Х НБМЩЫБ?! оЕУПНОЕООП, Х ТЕВЈОЛБ ДПМЦЕО ВЩФШ ПРТЕДЕМЈООЩК ОБВПТ ЙЗТХЫЕЛ, УРПУПВУФЧХАЭЙИ ТБЪЧЙФЙА ЕЗП ЮХЧУФЧЕООПЗП ЧПУРТЙСФЙС, НЩЫМЕОЙС, ЛТХЗПЪПТБ, РПЪЧПМСАЭЙИ ЕНХ РТПЙЗТЩЧБФШ ТЕБМШОЩЕ Й УЛБЪПЮОЩЕ УЙФХБГЙЙ, РПДТБЦБФШ ЧЪТПУМЩН. ЙЗТХЫЛЙ ЙЪ ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ: ЛХЛПМШОПЕ УЕНЕКУФЧП (НПЦЕФ ВЩФШ Й УЕНШС ЪЧЕТХЫЕЛ), ЛХЛПМШОЩК ДПНЙЛ, НЕВЕМШ, РПУХДБ, НБЫЙОЩ, МПДЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, ЛБУУБ, ЧЕУЩ, НЕДЙГЙОУЛЙЕ Й РБТЙЛНБИЕТУЛЙЕ РТЙОБДМЕЦОПУФЙ, ЮБУЩ, УФЙТБМШОЩЕ НБЫЙОЩ, РМЙФЩ, ФЕМЕЧЙЪПТЩ, НЕМЛЙ Й ДПУЛБ, УЮЈФЩ, НХЪЩЛБМШОЩЕ ЙОУФТХНЕОФЩ, ЦЕМЕЪОЩЕ ДПТПЗЙ, ФЕМЕЖПО Й Ф.Д. ЛБЛХА ЛХЛМХ МХЮЫЕ РПЛХРБФШ: “рХРУБ” ЙМЙ вБТВЙ? ч ДБООПН УРПТЕ ВПМШЫПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ЧПЪТБУФ ТЕВЕОЛБ. х ДЕЧПЮЕЛ ДПЫЛПМСФ УЙМЕО ЙОУФЙОЛФ НБФЕТЙОУФЧБ, ПО ОБИПДЙФ УЧПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ Ч ЙЗТЕ У ЛХЛМПК, ЛПФПТХА ИПЮЕФУС ОСОЮЙФШ, МЕЮЙФШ, ХЛМБДЩЧБФШ УРБФШ, ЛПТНЙФШ, ЛБФБФШ Ч ЛПМСУЛЕ. б вБТВЙ ОБДП ПДЕЧБФШ, ТБЪДЕЧБФШ, РТЙПВТЕФБФШ ДМС ОЕЕ ЧУЕ ОПЧЩЕ ЧЕЭЙ. пВТБЪ ЦЙЪОЙ ЕЕ - ЬФП ВЕУЛПОЕЮОЩЕ ОБТСДЩ, ТБЪЧМЕЮЕОЙС, УНЕОЩ РБТФОЕТПЧ. рП ПФОПЫЕОЙА Л ЛХЛМЕ ДЕЧПЮЛБ РПЮХЧУФЧХЕФ УЕВС ЗПТОЙЮОПК ЙМЙ, Ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ, РПДТХЦЛПК, Б ОЕ НБНПК. еУМЙ ДЕЧПЮЛБ ЙЗТБЕФ У РХРУПН, ЛПФПТЩК ЧЩЗМСДЙФ, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ДЕЧПЮЛБ, ФП Х ДЕЧПЮЛЙ ОЕ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПФЙЧПТЕЮЙС НЕЦДХ ОЕК УБНПК (НЕЦДХ ФПК ДЕЧПЮЛПК, ЛПФПТХА ПОБ ЧЙДЙФ Ч ЪЕТЛБМЕ, Й ФПК, ЛПФПТХА ДЕТЦЙФ Ч ТХЛБИ). вБТВЙ ЦЕ, ЧЪТПУМБС ЛТБУЙЧБС ДЕЧХЫЛБ У ТБЪЧЙФЩНЙ ЖПТНБНЙ - ТЕВЕОПЛ РТПРХУЛБЕФ ЮЕТЕЪ УЕВС ЬФПФ ПВТБЪ (ЖЙЗХТБ, ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, УФЙМШ РПЧЕДЕОЙС). ьФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕЧПЮЛБ УФТЕНЙФУС Л ПВТБЪХ, Л ЖЙЗХТЕ вБТВЙ Й ОЕ РТЙОЙНБЕФ ФП, ЮФП Х ОЕЕ ЕУФШ. фБЛЙН ПВТБЪПН, вБТВЙ ЙНЕЕФ УНЩУМ РПЛХРБФШ ЫЛПМШОЙГЕ - Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДЕЧПЮЛЙ ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ, ПОБ ПГЕОЙФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ЕЕ ЛТБУПФХ Й РТЕДПУФБЧМСЕНЩЕ ЕА ЙЗТПЧЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ, ОП ОЕ ПЛБЦЕФУС РПД РТЕУУПН ЦЕУФЛПК "РТПЗТБННЩ", ЛПФПТХА ЬФБ ЛХЛМБ ДЙЛФХЕФ. ЙЗТХЫЛЙ, РПНПЗБАЭЙЕ "ЧЩРМЕУОХФШ" БЗТЕУУЙА: уПМДБФЙЛЙ, ТХЦШС, НСЮЙ, ОБДХЧОЩЕ ЗТХЫЙ, РПДХЫЛЙ, ТЕЪЙОПЧЩЕ ЙЗТХЫЛЙ, УЛБЛБМЛЙ, ЛЕЗМЙ, Б ФБЛЦЕ ДТПФЙЛЙ ДМС НЕФБОЙС Й Ф.Д. бЗТЕУУЙЧОЩЕ ЙЗТХЫЛЙ РТПЧПГЙТХАФ ЙЗТЩ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ОБУФТПЕОЙЕН. ч ИПДЕ БЗТЕУУЙЧОПК ЙЗТЩ ДЕФЙ РХЗБАФ ДТХЗ ДТХЗБ ПТХЦЙЕН. фБЛПК ЙУРХЗ НПЦЕФ ЙНЕФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ РПУМЕДУФЧЙС Ч ВХДХЭЕН. лТПНЕ ФПЗП, Х ДЕФЕК НПЗХФ ЧПЪОЙЛБФШ УФТБИЙ, ЛПФПТЩЕ ВХДХФ РТПСЧМСФШУС Й Ч РПУМЕДХАЭЕК ЦЙЪОЙ. оЕЛПФПТЩЕ ДЕФЙ Ч УЙМХ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУПВЕООПУФЕК УЛМПООЩ Л БЗТЕУУЙЙ РП ПФОПЫЕОЙА Л ПЛТХЦБАЭЙН, ЙЗТЩ У ЧПЕООЩНЙ ЙЗТХЫЛБНЙ ПВПУФТСАФ ЬФП ЮХЧУФЧП Х ДЕФЕК. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС Ч ДПЫЛПМШОЩК РЕТЙПД ЙЗТХЫЛЙ (ЧУЕЧПЪНПЦОПЕ ПТХЦЙЕ, УПМДБФЙЛЙ, ФБОЛЙ Й Ф.Д.) РПНПЗБАФ ОБКФЙ ЧЩИПД ЧОХФТЕООЕК БЗТЕУУЙЙ, ЛПФПТБС УЛТЩФБ Ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ. еУМЙ ПОБ ЧЩРМЕУЛЙЧБЕФУС ЮЕТЕЪ "ЧПЕООЩЕ" ЙЗТЩ, ФП Ч ТЕБМШОПК ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ВПМЕЕ УРПЛПКОЩН Й ХТБЧОПЧЕЫЕООЩН. х ДЕФЕК ЬОЕТЗЙЙ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ, ЮЕН Х ЧЪТПУМЩИ МАДЕК, Й ПОБ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЧЩИПД. оП ЕУМЙ ЧЩ ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП БЗТЕУУЙС ТЕЗХМСТОП УФБОПЧЙФУС ПУОПЧОЩН УПДЕТЦБОЙЕН ЙЗТЩ, ЬФП НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЕЈ ХТПЧЕОШ Х НБМЩЫБ УМЙЫЛПН ЧЩУПЛ. оБ ЬФП УФПЙФ ПВТБФЙФШ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ Й, ЧПЪНПЦОП,).РТПЛПОУХМШФЙТПЧБФШУС УП УРЕГЙБМЙУФПН. лХВЙЛЙ, ЛПОУФТХЛФПТЩ, БЪВХЛЙ, ОБУФПМШОЩЕ ЙЗТЩ, ТБЪТЕЪОЩЕ ЛБТФЙОЛЙ ЙМЙ ПФЛТЩФЛЙ, ЛТБУЛЙ РМБУФЙМЙО, НПЪБЙЛБ, ОБВПТЩ ДМС ТХЛПДЕМЙС, ОЙФЛЙ, ЛХУПЮЛЙ ФЛБОЙ, ВХНБЗБ ДМС БРРМЙЛБГЙК, ЛМЕК Й Ф.Д. нСЗЛБС ЙЗТХЫЛБ. еЕ ЗМБЧОПЕ ОБЪОБЮЕОЙЕ — ДБТЙФШ НБМЩЫХ ОЕЦОПУФШ. пОБ ЙУРПМШЪХЕФУС РУЙИПФЕТБРЕЧФБНЙ, РУЙИПМПЗБНЙ Й ЧТБЮБНЙ: РХЫЙУФЩК НЙЫЛБ, УЙНРБФЙЮОЩК УМПОЙЛ, Й МПИНБФБС УПВБЮЛБ УРПУПВОЩ ЧЩМЕЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ПФ УФТБИПЧ Й ДБЦЕ ОПЮОПЗП ЬОХТЕЪБ. бНЕТЙЛБОУЛЙЕ РУЙИПМПЗЙ, ЙУУМЕДХС ДЕФЕОЩЫЕК ПВЕЪШСО, ПВОБТХЦЙМЙ УМЕДХАЭЕЕ: ЕУМЙ ПВЕЪШСОЛЕ ДБФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВПТБ НЕЦДХ ДЧХНС УХТТПЗБФОЩНЙ НБНБНЙ, ПДОБ ЙЪ ЛПФПТЩИ ЙЪ ИПМПДОПК РТПЧПМПЛЙ, ОП У ВХФЩМПЮЛПК НПМПЛБ, Б ДТХЗБС ЙЪ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП НЕИБ, ОП ВЕЪ ВХФЩМПЮЛЙ, ФП ЙУРХЗБООЩК Й ЗПМПДОЩК ДЕФЕОЩЫ ЧЩВЙТБЕФ … ЧФПТХА: НСЗЛХА Й ХАФОХА, ДБАЭХА УФПМШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЕНХ ЮХЧУФЧП ВЕЪПРБУОПУФЙ. оЕХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП ОБЫЙ ДЕФЙ ФБЛ МАВСФ РХЫЙУФЩИ ЪЧЕТСФ. ч НБЗБЪЙОБИ НПЦОП ОБКФЙ МАВЙНЩНЙ ЧУЕНЙ У ДЕФУФЧБ РЕТУПОБЦЕК “уРПЛПКОПК ОПЮЙ, НБМЩЫЙ”, ЛПФПТЩЕ ХЮБФ ДПВТХ Й УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, ОЕ ПВНБОЩЧБФШ Й ОЕ РТЕДБЧБФШ Й НОПЗПНХ ДТХЗПНХ. й ЧУЕ ЬФП ТБУЛТЩЧБЕФУС Ч РПОСФОПК ДМС ДЕФЕК ЖПТНЕ. пОЙ ЙЪМХЮБАФ ДПВТП Й МАВПЧШ Л ЛБЦДПНХ ЪТЙФЕМА, Б ФЕ ФПЦЕ ПФЧЕЮБАФ МАВПЧША. ьФЙ ЗЕТПЙ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ ЕЭЕ ПДОХ ЮБУФЙЮЛХ ФЕРМБ Й ОЕЦОПУФЙ Й ОБРПНОСФ П ФЕИ ФЕНБИ, ЛПФПТЩЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙУШ ЙНЙ. ДМС ДЕФЕК РПУФБТЫЕ НПЦОП ЛХРЙФШ РПУФТПКЛЙ ЛПТБВМЕК, УБНПМЕФПЧ, МПДПЛ. дМС ДЕЧПЮЕЛ ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ВЙУЕТПРМЕФЕОЙС, ТПУРЙУЙ РП ФЛБОЙ Й ДЕТЕЧХ. ьФЙ ЙЗТЩ РТЙХЮБАФ ДЕФЕК Л УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ, ФТХДПМАВЙА, ЪБВПФЕ П ВМЙЦОЙИ. чЕДШ ЛХДБ РТЙСФОЕЕ ЧЩЫЙФШ ДМС НБНЩ УБМЖЕФЛХ, РПДБТЙФШ РБРЕ ОБ ДЕОШ ТПЦДЕОЙЕ НПДЕМШ УБНПМЕФБ ЙМЙ РПТБДПЧБФШ УЕУФТХ ЖЕОЕЮЛПК. мАВБС ЧЕЭШ, ЙЪЗПФПЧМЕООБС УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ — УБНБС МХЮЫБС ДМС ТЕВЕОЛБ Й УБНЩК ДПТПЗПК РПДБТПЛ ДМС ЕЗП ДТХЪЕК ЙМЙ ТПДЙФЕМЕК. РПДТБЦБС ЧЪТПУМЩН, ТЕВЕОПЛ ЧПУРТПЙЪЧПДЙФ ФЕ ПФОПЫЕОЙС, ЛПФПТЩЕ ПО ОБВМАДБЕФ. еУМЙ ТЕВЕОПЛ Ч ЙЗТЕ ЦЕУФПЛП ПВТБЭБЕФУС УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ОЕВТЕЦОП ПФОПУЙФУС Л ОЕК, ФП ЬФП РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП Х ТЕВЕОЛБ ПВТБЪХАФУС УОБЮБМБ РМПИЙЕ РТЙЧЩЮЛЙ, Б ЪБФЕН РПСЧМСАФУС ПФТЙГБФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ ИБТБЛФЕТБ - ЬЗПЙЪН, ОЕТСЫМЙЧПУФШ, ХРТСНУФЧП. оБПВПТПФ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ МБУЛПЧ УП УЧПЕК ЙЗТХЫЛПК, ХВЙТБЕФ ЕЕ ОБ НЕУФП, ФП Х ОЕЗП ТБЪЧЙЧБЕФУС ВЕТЕЦОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЧЕЭБН, ФТХДПМАВЙЕ, ПВЭЙФЕМШОПУФШ Й ДТХЗЙЕ ГЕООЩЕ ЛБЮЕУФЧБ. тБЪЧЙФЙЕ ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ТЕВЕОЛБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РТЙ БЛФЙЧОПН ХЮБУФЙЙ ЧЪТПУМПЗП. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ НБМЩЫ РПМАВЙМ ЙЗТХ, НПЗ ДПМЗП Й УПУТЕДПФПЮЕООП ЙЗТБФШ, ЕЗП ОБДП ХЮЙФШ ЬФПНХ. йЗТБ ПФ ПВЭЕОЙС УП ЧЪТПУМЩН УФБОПЧЙФШУС ВПЗБЮЕ, УПДЕТЦБФЕМШОЕЕ. тПДЙФЕМЙ ДПМЦОЩ ЙОФЕТЕУПЧБФШУС ЙЗТБНЙ ДЕФЕК, РПНПЗБФШ ТБУЫЙТСФШ ЙИ УАЦЕФЩ, ОЕ УЮЙФБФШ ЙЗТХ РХУФПК ЪБВБЧПК Й ХДЕМСФШ ЕК ДПМЦОПЕ ЧОЙНБОЙЕ. чЕДШ ЙЗТБ ОЕ ФПМШЛП ЪБВБЧМСЕФ НБМЩЫБ, ОП Й ТБЪЧЙЧБЕФ. ПУПВХА ТПМШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ НБМЩЫБ ЙЗТБАФ ПВХЮБАЭЙЕ (ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ) ЙЗТХЫЛЙ. дЙДБЛФЙЮЕУЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЙУРПМШЪХАФ ДМС ТБЪЧЙФЙС Й ПВХЮЕОЙС ТЕВЕОЛБ. л УПЦБМЕОЙА, УЕКЮБУ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТХЫЛЙ УФПСФ ДПТПЗП, Б ДМС РПМОПГЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС НБМЩЫБ ЙЗТБФШ Ч ОЙИ ОХЦОП ЮБУФП. оЕНОПЗП ЖБОФБЪЙЙ, ФТХДПМАВЙС, Й ЧЩ УНПЦЕФЕ УНБУФЕТЙФШ ПФМЙЮОЩЕ РПУПВЙС, ЛПФПТЩЕ ПЛБЦХФУС РПМЕЪОЩНЙ ДМС ЧБЫЙИ ДЕФЕК. йЗТХЫЛБ РТПЗТБННЙТХЕФ ПУПВЩН ПВТБЪПН РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ. й ЧБЦОП РПОЙНБФШ, ЛБЛ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЙЗТХЫЛБ Й ЮФП ЪБ РТПЗТБННХ ПОБ ОЕУЕФ. рПУЛПМШЛХ ЕУФШ ДПВТП Й ЪМП, ЙДЕБМ Й БОФЙЙДЕБМ, ЙЗТХЫЛБ НПЦЕФ ВЩФШ БОФЙЙЗТХЫЛПК. «йЗТХЫЛБНЙ» ОБЪЩЧБАФ Й ЛПНРШАФЕТОЩЕ ЙЗТЩ. оБЫЙ ДЕФЙ РПЗТХЦБАФУС Ч ЧЙТФХБМШОЩК НЙТ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, «У ЗПМПЧПК». рПТПК ЛБЦЕФУС, ЮФП Ч ТЕБМШОПУФЙ УХЭЕУФЧХЕФ МЙЫШ «ПВПМПЮЛБ» НБМЕОШЛПЗП ЙЗТПЛБ, Б УБН ПО ОБИПДЙФУС ЗДЕ-ФП ПЮЕОШ ДБМЕЛП: ВТПДЙФ РП МБВЙТЙОФХ У ПЮЕТЕДОЩН «УРБУЙФЕМЕН НЙТБ», ФБТБОЙФ НБЫЙОЩ ОБ ЗПОЛБИ, РТПОЙЛБЕФ Ч ФЩМ РТПФЙЧОЙЛБ, ЮФПВЩ УПТЧБФШ ЕЗП ПЮЕТЕДОПК РМБО. х ТЕВЕОЛБ, УЙДСЭЕЗП ЧПЪМЕ ЛПНРШАФЕТБ, НПЦОП ОБВМАДБФШ ФБЛПЕ ЦЕ ЪМПВОПЕ ЧЩТБЦЕОЙЕ МЙГБ, ОБРТСЦЕООХА РПЪХ, УХДПТПЦОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС, ЛБЛ Й РТЙ ЙЗТЕ У ПТХЦЙЕН. тЕВЕОПЛ РТЙЧЩЛБЕФ ХВЙЧБФШ, Й ДМС ОЕЗП МЙЫЙФШ ЦЙЪОЙ, РХУФШ ДБЦЕ Й ЧЙТФХБМШОПЕ УХЭЕУФЧП, РПУФЕРЕООП УФБОПЧЙФУС МЕЗЮЕ МЕЗЛПЗП. лПНРШАФЕТ-ЬМЕЛФТПООБС НБЫЙОБ, УПЪДБООБС ЧЪТПУМЩНЙ ДМС ТЕЫЕОЙС УЧПЙИ ЪБДБЮ Й, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ДМС ТБВПФЩ. йЗТХЫЛПК, Л ФПНХ ЦЕ ОЕВЕЪПРБУОПК, ПО УФБМ ФПМШЛП РПФПН. юФП ОЕУЕФ Ч УЕВЕ ЬЛТБО? 1) йЪНЕОЕОЙС Ч УЙУФЕНЕ ГЕООПУФЕК. цЙЧПЕ, ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ, ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ ХУФХРБЕФ НЕУФП ФЕИОПЛТБФЙЮЕУЛПНХ, ПРПУТЕДУФЧЕООПНХ ПВЭЕОЙА Й ПВХЮЕОЙА, ЛПЗДБ ХЮЙФЕМШ ОЕ ОХЦЕО. 2) ьЛТБО РПУТЕДУФЧПН ПРФЙЮЕУЛЙИ ЬЖЖЕЛФПЧ, ЛМЙРПЧПУФЙ Й ДТХЗЙИ РТЙЕНПЧ ФТБОУЖПТНЙТХЕФ ФТБДЙГЙПООХА ДЕФУЛХА ЛБТФЙОХ НЙТБ Ч ЙОХА (ЧЙТФХБМШОХА) ТЕБМШОПУФШ, ТЕВЕОПЛ ПФЗПТБЦЙЧБЕФУС ПФ ТЕБМШОПЗП НЙТБ. 3) ьЛТБО СЧМСЕФУС ЛПОУФТХЛФПТПН ОПЧПЗП НЙТПРПТСДЛБ: «ОПЧПК НПТБМЙ», ОПЧЩИ ЬФЙЮЕУЛЙИ ОПТН. ч ОБЮБМЕ ФТЕФШЕЗП ФЩУСЮЕМЕФЙС НЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙН ОБ РПТПЗЕ ЗМПВБМШОЩИ ЙЪНЕОЕОЙК УЙУФЕНЩ УПГЙБМШОЩИ УЧСЪЕК, ХУФБОПЧПЛ, ГЕООПУФЕК. оП ОЕ ЧУЕ ФБЛ РМПИП. х ОБУ ЕУФШ НХДТЩЕ ЙЗТХЫЛЙ. ьФП: НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ-РЕТУПОБЦЙ-жЙМС, иТАЫБ, уФЕРБЫЛБ Й РТ. ьФП ОБВПТЩ ДМС РПУФТПЕЛ. ьФП ЛТБУЙЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЧЩЫЙЧБОЙС, ЧСЪБОЙС Й Ф.Д. рПНОЙФЕ, ЮФП ОЙЛБЛЙЕ УБНЩЕ ТПУЛПЫОЩЕ, ДПТПЗЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ОЕ ЪБНЕОСФ ЧБЫЕЗП ЦЙЧПЗП, МАВПЧОПЗП ПВЭЕОЙС У ТЕВЕОЛПН. |
Популярное:
Новое
- Номенклатура топографических карт россии
- От старой Европы остался лоскут
- Где скачать прицел ванги 9
- Действия для правда или действие 18
- Песчаный плакальщик. Драконы. Глубинная Высшая Драконица
- Прохождение - Акт I: Сюжетная линия (продолжение)
- Чо’Галл — история персонажа Механика поглощения крови Старых Богов
- Оплоты классов в WoW Легион
- Разнообразим наш досуг: настольные игры своими руками
- Можно ли собрать вездеход в Last Day on Earth Survival?